24.11.2021      7      0
 

Богатство среднеазиатских недр

Оглавление1 Развитие каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей промышленности1.1 Перерабатывающие и другие виды производства Средней Азии Развитие каменноугольной,…


Развитие каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей промышленности

В XVII — начале XIX в. в России имели лишь скудные пред­ставления о богатстве среднеазиатских недр. Слухи о значитель­ных запасах золота подвигли Петра I отправить экспедицию на Иртыш (1714) и в Хиву (1716-1717) . С этого началась отправ­ка русских поисковиков-рудознатцев сначала в казахские степи, а затем и южнее — в Туркестан.

О запасах нефти, угля, серы и многих других минералов в Средней Азии было известно от местных жителей, которые добывали их в небольших количе­ствах. С присоединением края к России залежи минеральных богатств, прежде всего нефть и уголь, стали разрабатываться, но также в незначительных размерах и для удовлетворения местных нужд. Все изменилось с постройкой железных дорог.

Железнодорожное сообщение оказало огромное влияние на развитие каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей и других добывающих отраслей промышленности: они стали рентабельными. По данным за 1916 г., на всех угольных про­мыслах Туркестанского края насчитывалось до 900 постоянных и около 1800 временных и поденных рабочих, на нефтепромыс­лах — до 750 постоянных и до 1480 поденных рабочих. Хотя производительность труда в той и другой отраслях была ниже, чем в Донбассе, Баку и на Урале, тем не менее с 1880 по 1916 г. было добыто 70 миллионов пудов угля, 24,5 миллиона пудов нефти.

Если добыча угля в Туркестанском крае возрастала из года в год и в 1916 г. составила 12,4 миллиона пудов, или в 50 раз боль­ше, чем в 1880 г., то добыча нефти большого промышленного развития не получила из-за недостаточной разведанности запа­сов. Другой причиной небольших размеров нефтедобычи было отсутствие в крае отопительных систем, приспособленных для использования в них нефтепродуктов и угля. Главным потребителем угля и нефтепродуктов были железные дороги, потребности которых в топливе намного превышали потенциал местной угле- и нефтедобычи. Большое количество энергоносителей завозилось в край из других регионов империи, тем более что потребители в самом Туркестане предпочитали лучшие качеством привозные энергопродукты.

Производство меди в Средней Азии было известно с древнейших времен, тем не менее оно не получило промышленного развития и после прихода в край русских, если не считать мелких кустарных предприятий. Более совершенные меднолитейные цехи были построены при Ташкентских главных железнодорожных мастерских с производительностью 16 тысяч пудов в год, Кизыл-Арватских — 15 тысяч пудов, Красноводских — 13,6 тысячи пудов. Цехи при железнодорожных мастерских выполняли исключительно заказы железных дорог, занимаясь только переливкой меди.

В 1910 г. в Туркестане было построено несколько медеообогатительных предприятий. Руду отправляли на медеплавильные заводы Москвы, Риги и других городов России, что было делом весьма недешевым. Эта практика не получила развития.

Перерабатывающие и другие виды производства Средней Азии

Туркестанский край располагал запасами серы и селитры. Сера использовалась в основном Ташкентской спичечной фабрикой, а селитра шла на изготовление взрывчатки, в том числе и для армейских нужд.

Железнодорожное сообщение удешевило перевозки поваренной соли, что довело размеры соляного производства до промышленных размеров. Особенно большие запасы находились на острове Челекен в Каспийском море, были и другие значительные соляные месторождения, в том числе и на Аральском море. Добыча соли постоянно росла и в 1915 г. составляла более 5 миллионов пудов. Соль в больших количествах потреблялась внутри края.

В конце XIX — начале XX в. в крае было налажено и быстро развивалось производство асфальта. В 1909 г. было произведено 12 миллионов пудов асфальта — улицы туркестанских городов стали приобретать современный цивилизованный вид.

Пожалуй, самые заметные успехи (после хлопкоочистки и переработки хлопкового семени) наблюдались в мукомольном и пищевкусовом производстве. К 1914 г. в Туркестане было построено 115 мельниц, 22 рисоочистительных, 10 кондитерских и 9 макаронных и консервных фабрик. Мельницы фабрики, производившие пищевую продукцию, были оснащены современными по тому времени машинами и механизмами. В мукомольной и пищевкусовой промышленности были заняты более 3 тысяч рабочих и служащих, которые постоянно увеличивали выпуск своей продукции, но все равно не поспевали за спросом быстро растущих среднеазиатских городов. Муку, например, приходилось дополнительно везти из Оренбурга, Самары, с Урала и других мест. Собственные потребности края удовлетворяли (1914) 20 пивоваренных предприятий, а общая стоимость выработанной продукции превысила 2,1 миллиона рублей.

Средняя Азия — единственное место в мире, где сохранилось дикорастущее растение дернин. Его цветочные головки дают цитварное семя, из которого вырабатывается противоглистный препарат сантонин, В степях Чимкентского, Аулие-Атинского, Ташкентского и Джизакского уездов в 1913 г. насчитывалось 400 тысяч десятин свободно растущего дермина. Сбор составлял 15 пудов с десятины, однако это была лишь часть реального урожая. В 1885 г. был построен в Чимкенте фармацевтический завод по переработке цитварного семени. Максимальная мощность завода составляла 100 тысяч пудов в год. Кроме того, завод изготовлял и мыло. Сантонин и мыло были для Средней Азии товарами первой необходимости в условиях повсеместной антисанитарии. Сантонин широко применялся русскими медиками на месте и отправлялся не только в Россию, но и за границу.

С пуском поточной линии Чимкентского завода цены на сантонин на мировом рынке понизились с 15 рублей до 1 рубля 60 копеек за фунт.

Постепенно в Туркестане стали возникать предприятия, создающие готовую продукцию. В 1909 г. появилась швейная фабрика, работающая на военное ведомство. Фабрика изготовляла в сутки 4 тысячи комплектов форменного оборудования, 350-500 пар сапог. Такой значительный выход продукции был возможен, потому что на фабрике было занято около 1,5 тысячи рабочих.

Швейная фабрика работала в основном на привозном сырье, а вот в 1910 г. возле Верного (Семиреченская область) появилась первая в Туркестане сукноделательная фабрика, изготавливающая сукна и бобрик. Туркестанские швейники стали шить мундиры туркестанским военнослужащим из туркестанского сукна. Стоимость оборудования фабрики оценивалась в 200 тысяч рублей золотом. Стоимость выработанной продукции оценивалась в 1914 г. в 300 тысяч рублей. На фабрике было занято 140 рабочих, из них 66 процентов — представители коренного населения края.

В 1914 г. в Ташкенте началось фабричное изготовление обуви, в том числе и местного фасона. Мастерская работала в две смены, число занятых превышало 200 человек.

До присоединения Средней Азии к России в Туркестанском крае не было полиграфической промышленности. Железнодорожное сообщение с метрополией позволило завести в край типографское оборудование в значительном количестве. В 1912 г. насчитывалось уже 95 типолитографических машин разных типов и мощности, 9 электромоторов. Машины обслуживали 30 типографий и литографий, расположенных в областных городах края. В Ташкенте находились 4 типографии и 2 литографии. Во всех типографиях и литографиях края работало около тысячи рабочих различных специальностей, которые в год печатали 81,2 миллиона газет, журналов, брошюр, бланков, приказов, плакатов и тетрадей. Стоимость всей полиграфической продукции оценивалась в 585,3 тысячи рублей.

Еще до строительства железных дорог бельгийские заводчики собирались наладить трамвайное движение в Ташкенте, однако тогда невозможно было доставить в Туркестан трамвайные вагоны и другое тяжелое оборудование. С появлением железных дорог электрический трамвай стал в городе реальностью. К 1914 г. в Ташкенте было построено 38 километров трамвайных путей, вагонный парк насчитывал 197 вагонов, а ежегодный перевоз пассажиров превысил 8,5 миллиона человек. При этом практически все улицы, по которым ходили трамваи, получили электрическое освещение.

Производство электроэнергии в 1914 г. в крае составило 3,3 миллиона кВт ч. Из 702 действовавших основных промышленных предприятий 168 имели электрическое освещение от собственных динамо-машин. К 1914 г. электроэнергии вырабатывалось не так уж много, но даже при такой небольшой по объему электрификации в промышленности края стали происходить качественные изменения. Стало возможным превращение электрической энергии в механическую, то есть появилась возможность применить в производстве современное оборудование — токарные, сверлильные, шлифовальные, строгальные и другие станки, которые, кстати, тоже доставлялись поездами.

В 1914 г. в Туркестане было зарегистрировано 10 механических мастерских (кроме железнодорожных). Это были чугунно-меднолитейные, котельные, слесарно-механические предприятия, мастерские, делающие кровати, жестяные изделия, экипажи и др. Железо, чугун, медь мастерские получали из Донецкого бассейна, Варшавы, Риги, Одессы, Москвы, свинец — из Англии, графит — из Батума и т. д.

Стоимость продукции механических мастерских исчислялась сотнями тысяч рублей. Мастерские выпускали даже фольгу для чаеразвесочных заведений. Рабочие этих механических предприятий, как правило, были русские.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Омар Хайям
Железные дороги Центральной Азии при царизме

Железные дороги Центральной Азии при царизме

Стро­ительство в Средней Азии железных дорог Самым большим достижением российской власти было...

Социально- инфраструктурное развитии Нур-Султана

Социально- инфраструктурное развитии Нур-Султана

Мэр Нур-Султана А. Кульгинов доложил президенту о социально- инфраструктурном развитии...

Богатство среднеазиатских недр

Богатство среднеазиатских недр

Оглавление1 Развитие каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей промышленности1.1 Перерабатывающие...

Напишите мне