28.02.2020      227      0
 

Пираты под Андреевским флагом

Оглавление1 Корсары, каперы, рейдеры — забытая история войн российских «джентльменов удачи»1.1 Удар с неожиданной стороны1.1.1…


Корсары, каперы, рейдеры — забытая история войн российских «джентльменов удачи»

Мало кто знает, что царствование Екатерины II (1762-1796) было эпохой расцвета отечественного пиратства. Этот расцвет был вызван острым противостоянием России и Турции в борьбе за Черное море, которое вылилось в две крупные Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг.

Удар с неожиданной стороны

Когда в 1768 году Турция объявила войну России, в голове екатерининских любимцев братьев Орловых родился авантюрный план. А что если отправить из Балтийского моря эскадру, которая вошла бы в Средиземное море и нанесла туркам удар с неожиданной стороны. Императрица одобрила дерзкий замысел.

В 1769 году из Кронштадта вышли русские корабли под командованием адмиралов Спиридова и Эльфинстона. Впоследствии все командование русским флотом на Средиземном море взял в свои руки граф Алексей Орлов.

Задача перед русским флотом была поставлена простая: достичь Архипелага (так называли многочисленные острова в восточной части Средиземного моря между нынешними Турцией и Грецией), высадить десанты на греческих островах и поднять восстание православных народов против Османской империи.

Так началась Первая Архипелагская экспедиция русского флота. Самым громким ее успехом стала грандиозная Чесменская битва (5-7 июля 1770 г.), в ходе которой был уничтожен весь цвет средиземноморского флота турок.

В тени этой громкой победы осталась история всех тех многочисленных корсарских действий, которые велись по наущению России или даже прямо под Андреевским флагом. А история эта весьма любопытная.

Грабь награбленное!

Восточное Средиземноморье издревле кишело пиратами — греками, албанцами, славянами. Почему бы — решил Алексей Орлов — не использовать вражду покоренных Турцией народов на благо России?

И русское командование фактически бросает всем греческим морякам, рыболовам, контрабандистам, разбойникам клич — «Грабь награбленное (турками)!». Результат не заставил себя долго ждать. На призыв России откликнулись сотни и тысячи балканских авантюристов, которые открыли настоящую пиратскую войну против турецкого торгового и военного флотов.

Достаточно сказать, что общее число корсарских судов, действовавших в 1770-1774 гг., превышало 500 единиц! Часть из них поднимала Андреевский флаг и официально относила себя к категории «российские каперы». Но большая часть вообще никаких флагов не поднимала и действовала на свой страх и риск.

Однако и «российские каперы», и просто греческие пираты обязаны были делиться с русским командованием не только добычей, но и захваченными кораблями. Именно таким путем русская средиземноморская эскадра пополнилась фрегатами «Архипелаг», «Делос», «Зея», «Мило», «Накция», «Тино», «Андро», «Миконо», «Минерва» и «Санторин». Все это были бывшие турецкие корабли, захваченные пиратами и переданные русскому командованию.

Пиратский интернационал

Многие из средиземноморских корсаров поступили на русскую службу и сделали впоследствии неплохую карьеру.

Вот послужной список грека Алексиано Панаиоти. В 1771 году сжег у острова Станчо турецкое судно. В следующем году в заливе Дамиетта у берегов Египта потопил два турецких фрегата и много мелких судов. В том же году у острова Родос захватил три турецких корабля и еще два судна у Яффы. После окончания войны с турками в 1774 году перешел на службу в Балтийский флот. Умер в 1787 году в чине контр-адмирала.

Или серб Марк Войнович. С 1771 по 1774 год Войнович на своем фрегате почти непрерывно крейсировал в море, нападая на крепости и захватывая турецкие суда. Умер в 1807 году в России в чине полного адмирала.

Среди пиратов, плавающих под Андреевским флагом, были не только греки или славяне. Так, к примеру, некий «мальтийский кавалер» по фамилии Мазини в начале 1770 года на собственные деньги купил корабль и разбойничал в Архипелаге. За «выдающиеся заслуги» Екатерина II пожаловала мальтийца в контр-адмиралы «сверх комплекта».

Пираты, каперы или рейдеры?

Эпоха Екатерины II была расцветом и вместе с тем лебединой песней русского корсарства. В последующие годы корсарства (каперства) как такового на Руси уже не было.

На смену ему пришло рейдерство (или, как говорили в XVIII-XIX веках, крейсерство).

Крейсерство (рейдерство) уже нельзя отнести ни к каперству, ни тем более к пиратству. А такой путаницей, надо сказать, зачастую грешат современные авторы. Чем же отличаются рейдеры от пиратов и корсаров?

Пират — это морской разбойник, который действует на свой страх и риск, не получая никаких разрешений или одобрений от властей. Всей добычей пираты распоряжаются по собственному усмотрению.

Капер (корсар) — это морской разбойник, которому государство выделяет судно (или дает деньги на покупку такового) и с которым заключается договор. В договоре прописывается, корабли каких держав имеет право атаковать капер, а также определяется та доля, которую капер должен отдавать казне.

Рейдеры (крейсеры) — это военные корабли того или иного государства, направляемые для перехвата вражеских торговых и транспортных судов. Но: рейдеры — это суда, являющиеся на все 100 % частью военно-морского флота державы. Они полностью укомплектованы военнослужащими, которые не имеют никаких прав на захваченный груз — все сдается государству. Рейдеры в любой момент по приказу командования обязаны присоединиться к основным частям флота и в дальнейшем выполнять те боевые задачи, которые руководство сочтет нужными.

Все это разительно отличает рейдеров от «морских разбойников» в полном смысле этого слова. И после Екатерины II в истории русского флота наступает уже как раз период рейдерства. А 1856 году на Парижском мирном конгрессе ведущие страны Европы (включая Россию) приняли конвенцию, запрещавшую каперство в принципе. Отныне право на вооруженный захват вражеских судов признается своего рода государственной монополией. Эпоха лихих головорезов, своевольно бороздивших моря и наводивших ужас на Европу, Азию и Америку, навсегда ушла в прошлое.

Рейдерство

После запрета каперства в 1856 году функции «морских разбойников» взяли на себя быстроходные суда государственного военно-морского флота — крейсеры. Их задачей было действовать на морских коммуникациях противника. Захваченный груз крейсеры должны были доставлять на флотскую базу или, при невозможности перевозки, отправлять на дно вместе с вражеским кораблем. При этом, по нормам международного права, крейсеры должны были обязательно принимать участие в полноценных военных действиях, иначе они квалифицировались как каперы, что грозило им захватом или уничтожением не только со стороны неприятеля, но и со стороны кораблей всех других держав.

Когда из‑за разгоревшейся в 1877-1878 гг. Русско-турецкой войны отношения между Россией и Британией чрезвычайно обострились (Англия покровительствовала туркам и не желала усиления России), то в Петербурге решили готовиться к полноценной крейсерской войне. Для этого в 1878 году в России был создан так называемый Добровольный флот. В чем была суть этой идеи?

На пожертвования частных лиц и организаций были закуплены несколько быстроходных пароходов — якобы сугубо для торговых перевозок. В реальности же пароходы эти были таковы, что при необходимости на них можно было быстро установить пушки и превратить коммерческие суда в грозных морских охотников.

Кстати, команда на этом «добровольном» флоте состояла из военных моряков. Однако угроза войны с Англией миновала, и потенциальная корсарская флотилия так и не была использована по назначению.

«Мирный» Добровольный флот

Зато в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. пароходы этого «мирного» Добровольного флота в мгновение ока превратились в крейсеры II ранга и пустились бороздить воды Тихого и Индийского океанов, досматривая и задерживая суда, следующие в Японию.

Помимо этих самодельных крейсеров II ранга, на морских коммуникациях Японии действовало 8 полноценных крейсеров Российского императорского флота.

Эффект от их деятельности мог бы быть гораздо большим, если бы русское командование заранее готовилось к крейсерской войне на Тихом океане. К сожалению, к началу Русско-японской войны в петербургских властных сферах существовала уверенность, что маленькую Японию мы «шапками закидаем».

Реальность оказалась гораздо трагичнее. Русские крейсеры получили приказ присоединиться к основным силам флота, и вместе со всем флотом все они погибли в печально знаменитом Цусимском сражении.

Действия наших кораблей на Тихом океане стали последней крупной крейсерской операцией русского флота.

Алексей Григорьевич Орлов
(1737-1808)

Граф (1762 г.), генерал-аншеф (1769 г.)

Брат фаворита Екатерины II Григория Орлова. Вместе с братьями принимал деятельное участие в дворцовом перевороте 1762 года, в результате которого император Петр III был свергнут, а на престол взошла его супруга Екатерина II. Сам Петр III через неделю после свержения был убит гвардейскими офицерами во главе с Алексеем Орловым.

В 1770 году — командующий русской эскадрой на Средиземном море. Одержал знаменитую победу над турецким флотом в Чесменской бухте (5-7 июля 1770 года), за что получил право именоваться графом Орловым-Чесменским.

В 1775 году выкрал и доставил из Италии в Петербург княжну Тараканову — авантюристку, выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. С 1775 года — в отставке.

На конном заводе, принадлежавшем графу Орлову, была выведена одна из самых известных в мире русских пород лошадей — Орловский рысак, а также первая в России верховая порода лошадей — Русская верховая.

Осенью 1770 года греческие пираты вручили Алексею Орлову необычный трофей. Корсары захватили турецкое судно, на борту которого оказалась 17-летняя красавица — дочь турецкого адмирала Гассан-бея (того самого, с которым русские сражались при Чесме).

Орлов проявил благородство и отпустил девушку в Стамбул, подарив ей в подарок бриллиантовый перстень. Гассан-бей не остался в долгу и послал графу великолепных арабских скакунов с богато украшенной упряжью.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Самоходные гаубицы «Мста-С» выполняют задачи по уничтожению бронетехники ВСУ

Самоходные гаубицы «Мста-С» выполняют задачи по уничтожению бронетехники ВСУ

В ходе военной спецоперации на Украине самоходные гаубицы «Мста-С» активно выполняют огневые задачи по...

Многочисленные трофеи производства стран НАТО достались российскому спецназу

Многочисленные трофеи производства стран НАТО достались российскому спецназу

Под городом Красный Лиман, где развивается наступление группировки российских войск с обозначение «О»,...

Напишите мне